Мы -
львы! Не орлы и не куропатки!
Невероятное событие, скажете вы, произошло в истории
отечественного театра! И кто бы мог подумать, и с какой
стати такая честь, и прецедентов не было, а вот вишь!..
Тихим и благостным - без премьер и шумных акций -
театральным московским летом в Венецию на традиционный
театральный фестиваль Биеннале-38 позвали представителей
вахтанговской школы - Театрального института им.
Б.В.Щукина, чтобы чествовать - не больше и не меньше -
за будущее! Венецианцы не размениваются на всякие там
премии за лучшую мужскую или лучшую женскую роль, и,
будучи свободными от поглащающей мир "оскаромании",
мыслят вечными категориями. Короче - у них всего две
номинации: "За прошлое" и "За будущее".
"Золотого Льва" "За прошлое" получил великий итальянский
Арлекин - Феручо Солери, знакомый российской публике по
знаменитейшему спектаклю Дж.Стрелера "Слуга двух господ"
К.Гольдони.
Вручая "Золотого Льва" "За будущее" щукинцам, директор
фестиваля Маурицио Скапарро пояснил, что только стройное
и выверенное театральное образование способно обеспечить
великое будущее театру с великим прошлым. Изучив историю
театральных школ, организаторы фестиваля единодушно
отдали предпочтение вахтанговской, водрузив почетный
приз в руки ректора щукинской школы Евгения Князева.
Я был польщен решением организаторов биеннале. Мы
привыкли, что театральный фестиваль - всегда
соревнование, какой-то конкурс, в котором все решает
случай. Ведь спектакль может пройти совсем не так, как
ожидается. А вот такой приз - действительно высокая
честь, - говорит Евгений Князев. - Мы, собственно, и без
"Льва" считаем, что способны состязаться за звание
лучшей актерской школы России, о чем свидетельствуют -
без отдыха и передышки - увенчанные славой артисты
театров и кино, наши выпускники. Вот и кинофестиваль
Биеннале-63 это подтверждает: ведь, насколько мне
известно, единственный российский фильм, который
представлен в Венеции, - "Эйфория" - лента Ивана
Вырыпаева, нашего студента режиссерского заочного
отделения. Вахтанговцы - щукинцы теперь и в Венеции. На
самом деле мы счастливы, и должны благодарить, помимо
устроителей фестиваля, еще и... Карло Гоцци, венецианца
по духу и рождению, ставшего для вахтанговского
направления в мировом театре своего рода крестным отцом.
Не многие знают, что Вахтангов в начале репетировал
"Принцессу Турандот" Шиллера, а затем, отказавшись, взял
пьесу с таким же сюжетом, но Карло Гоцци. Так Гоцци стал
своеобразным "витамином" для всех вахтанговцев, в состав
этого чудедейственного средства, полученного уже на
открывавшей театра премьере "Принцессы Турандот", входят
творческая свобода, импровизация, которые ведут к
вершинам актерской игры, дарят актеру настоящее чувство
счастья. Эту великую импровизацию мы все видели в
спектакле Стрелера, в блистательной игре Феручо Солери.
Знаете, во время церемонии вручения приза мы сидели
рядом с ним и трепетали от близкого соседства, а публика
его совсем не узнавала. Зрители привыкли видеть Солери
только в маске, и никому не пришло в голову, что этот
подтянутый невысокий пожилой господин и есть тот самый
Арлекин... Наши студенты, которые, кстати, сейчас
репетируют дипломный спектакль по пьесе Гоцци "Зеленая
птичка", увидев Солери, зашлись от восторга. Еще бы: вот
она - живая сопричастность к ремеслу в высоком смысле
слова, к настоящему Театру. Такого, увы, сейчас остается
очень мало, и трудно бывает говорить со студентами об
истинных образцах, выделяя из общей театральной картины
всего несколько имен и названий.
Венецианский "Лев" временно поселился живет в ректорском
кабинете, но думаю, что место ему - на всеобщем
обозрении. Раз дали - значит, заслужили! Грешно
стесняться.