Евгений Князев официальный сайт

   Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии, профессор, ректор Театрального института им. Б.В. Щукина

eknyazev.ru

Вахтанговская школа
Интервью с ректором театрального училища имени Щукина Евгением Князевым.


- Когда мы говорим Вахтангов - то представляется какое-то особенное направление. В чем изюминка?

Евгений Князев - Вахтанговская школа- В России и в мире существует огромное количество театров. Много их создается и в наши дни. Поживут какое-то время и, захирев, умирают. А Вахтангов создал не просто театр. Он создал целое направление, которое до сих пор называется «вахтанговским». В России. На Западе оно пока еще не очень-то прижилось, хотя мы могли бы переключиться на другую волну и сказать, что мы - система Станиславского. Но говорим по-другому: «Да - мы система Станиславского, но «вахтанговское» направление. Что это такое? Вот критики, когда видят яркий, полноценный, полнокровный, талантливый спектакль, который блистает, который зажигает своей энергией, называют его «вахтанговским». Мы к этому привыкли. Привыкли гордиться яркими спектаклями... А идея «вахтанговского» направления очень проста - «глубокая форма при ярком содержании». Это яркое содержание нам было привито, и мы продолжаем с ним жить. Это психологическое существование в театре нам очень нравится. Мы его поддерживаем. Нас за это ругают, нас обвиняют, говорят: «...вахтанговские ваши штучки эти устраиваете на сцене...». Но, если не будет яркости в спектакле, то это к нам уже не имеет никакого отношения. Вот совсем вкратце о нашем направлении.

- Когда появилось Театральное училище им. Щукина?

- Обычно школа появляется на основе существующего театра. Проходит какое-то время, и у него возникает необходимость в своего рода подпитке. И тогда создается школа. В нашем случае получилось с точностью до наоборот: 23 октября 1914 года появилась театральная школа и только 7 лет спустя, в 1921 году, из школы родился театр. В 2014 году театральному училищу исполнится 100 лет, а театру - только 93.

- Как Вы находите таланты?

- Таланты мы находим по всей России. Конкурс в наш институт на протяжении всех лет, сколько я себя осознаю, - примерно 3000 человек на одно место. Начиная с апреля два раза в неделю наши педагоги прослушивают по 150 - 200 человек. Мы разрешаем приходить всем, кто хочет заняться театром... До последнего конкурса доходит человек 40, из них остается 25, которые будут учиться в институте. Критерий один - мы отбираем действительно одаренных людей. У нас иногда учатся студенты, которых ни при каких обстоятельствах ни один театральный ВУЗ никогда бы не принял к себе на курс. Их нельзя назвать блистательными красавцами и красавицами, но они талантливы. И только мы можем позволить себе такие вещи - зачислить людей по принципу заложенной в них одаренности, а не показателей участия в конкурсе красоты.
Но если бы Вы только видели тех, кого мы выбрали из этого множества тысяч претендентов... Самых лучших... Но и они плохо двигаются, плохо говорят, не умеют ни петь - ни-че-го. Это лучшие-то!.. И тогда для них начинается каждодневная работа с 9 утра до 11 вечера, каждый день, на протяжении 3 лет. Только к третьему курсу они становятся способны делать маленькие-маленькие показики, что называется, для пап и мам. И лишь к четвертому курсу появляются дипломные спектакли, на которые мы открываем двери для зрителя. На спектакли нашего театрального училища в Москве практически невозможно попасть. Они все идут с аншлагами. Начиная с сентября и до конца мая студенты играют спектакли практически каждый вечер и учатся быть в репертуаре. Вот оно - ещё одно преимущество русского репертуарного театра, когда сегодня играют комедию, завтра - драму, послезавтра поют и танцуют или читают классику. Великая школа!

- Где по окончании училища можно встретить ваших выпускников?

Театр Вахтангова имеет право «первой ночи». Пока выпускник не покажется в Театре Вахтангова, ни в какой другой театр он пойти не может. Конечно, бывают и исключения, как, например, произошло с Натальей Гундаревой, которой предложили остаться в театре, но она сказала: «А что я буду у вас играть? Вот в Театре Маяковского мне предложили роль Липочки из Островского», - и не пошла в Театр Вахтангова. А вообще для большого процента выпускников Щукинского училища попасть в Вахтанговский театр - большая честь. Но тут начинается другая история. Зарплаты актеров очень невысоки, и если возникают предложения, интересные с коммерческой точки зрения, например, сняться в каком-нибудь телесериале, то устоять молодому дарованию не всегда удается...

- С чем связаны краткосрочные «гастроли» Театрального училища имени Щукина в Женеве?

- Мы приехали сюда по приглашению Университетского центра в Женеве, который возглавляет Т.И.Гасанов. Это наш первый опыт, но мы договорились, что каждый год в конце марта - начале апреля мы будем приезжать в Женеву с выпускным курсом, чтобы показать спектакль и новые работы.

- По окончании спектакля «Танцуем и поем» Вы объявили со сцены о наборе курса театрального училища в Университетский центр в Женеве. Мы не ослышались?

- Нет, не ослышались. Мы, действительно, совместно с Т. И. Гасановым продумываем концепцию создания факультета театрального института на базе Университетского центра в Женеве. Какая структура у него будет, мы пока еще точно не знаем, мы ее обдумываем. Но то, что такой факультет будет, - это факт.

- Швейцария и Женева, в частности, не являются признанными центрами театрального искусства, как, например, Лондон или Париж. Почему Вы выбрали Женеву?

- Я был в Женеве лет 15 назад. В течение 10 дней в Большом театре с переводом для швейцарской публики мы играли спектакль «Без вины виноватые» Островского в постановке Фоменко. Каждый день у нас был переполненный зал. Было, конечно, много русских зрителей, но основная аудитория состояла из швейцарцев. Нас воспринимали очень тепло. Сказать, что в Швейцарии не любят театр, - неправильно. А вот известной театральной школы, построенной на признанных традициях, здесь нет. Поэтому мы постараемся восполнить имеющийся пробел.

- Кто будет учиться на театральном факультете в Женеве?

- Да все, кто пожелает. Помимо русских людей, составляющих традиционно основу студенческого контингента Театрального института им. Щукина, я надеюсь, что и у швейцарцев, и у женевцев, а может, и жителей других стран возникнет желание поступить на наш факультет. Пока мы делаем акцент на русскую аудиторию и в скором времени объявим конкурс в Москве. Посмотрим, какая будет реакция. Я не исключаю, что будут желающие, которые захотят поучиться в Женеве. Кстати, к нам в Москву приезжают учиться люди со всего мира: из Америки, Франции, Израиля, Кореи, Болгарии... Но так как мы - русская школа, то мы можем принять на курс всего 5-6 иностранцев. Поэтому если в Женеве появится филиал нашего театрального училища и это станет известно, то у иностранных студентов будет больше возможности поучиться театральному мастерству у российских педагогов.

Михаил Гусаров
SWISS АФИША, июнь – июль – август 2008.

скачать статью в формате Word   скачать статью в формате Word

 

2009-2010 Евгений Князев © projects aver2000 & FireHorse

Top.Mail.Ru