Вахтанговская школа
Интервью с ректором театрального училища имени Щукина
Евгением Князевым.
- Когда мы говорим Вахтангов - то представляется
какое-то особенное направление. В чем изюминка?
- В России и в мире существует огромное количество
театров. Много их создается и в наши дни. Поживут
какое-то время и, захирев, умирают. А Вахтангов создал
не просто театр. Он создал целое направление, которое до
сих пор называется «вахтанговским». В России. На Западе
оно пока еще не очень-то прижилось, хотя мы могли бы
переключиться на другую волну и сказать, что мы -
система Станиславского. Но говорим по-другому: «Да - мы
система Станиславского, но «вахтанговское» направление.
Что это такое? Вот критики, когда видят яркий,
полноценный, полнокровный, талантливый спектакль,
который блистает, который зажигает своей энергией,
называют его «вахтанговским». Мы к этому привыкли.
Привыкли гордиться яркими спектаклями... А идея «вахтанговского»
направления очень проста - «глубокая форма при ярком
содержании». Это яркое содержание нам было привито, и мы
продолжаем с ним жить. Это психологическое существование
в театре нам очень нравится. Мы его поддерживаем. Нас за
это ругают, нас обвиняют, говорят: «...вахтанговские
ваши штучки эти устраиваете на сцене...». Но, если не
будет яркости в спектакле, то это к нам уже не имеет
никакого отношения. Вот совсем вкратце о нашем
направлении.
-
Когда появилось Театральное училище им. Щукина?
-
Обычно школа появляется на основе существующего театра.
Проходит какое-то время, и у него возникает
необходимость в своего рода подпитке. И тогда создается
школа. В нашем случае получилось с точностью до
наоборот: 23 октября 1914 года появилась театральная
школа и только 7 лет спустя, в 1921 году, из школы
родился театр. В 2014 году театральному училищу
исполнится 100 лет, а театру - только 93.
-
Как Вы находите таланты?
-
Таланты мы находим по всей России. Конкурс в наш
институт на протяжении всех лет, сколько я себя
осознаю, - примерно 3000 человек на одно место. Начиная
с апреля два раза в неделю наши педагоги прослушивают
по 150 - 200 человек. Мы разрешаем приходить всем, кто
хочет заняться театром... До последнего конкурса доходит
человек 40, из них остается 25, которые будут учиться в
институте. Критерий один - мы отбираем действительно
одаренных людей. У нас иногда учатся студенты, которых
ни при каких обстоятельствах ни один театральный ВУЗ
никогда бы не принял к себе на курс. Их нельзя назвать
блистательными красавцами и красавицами, но они
талантливы. И только мы можем позволить себе такие вещи
- зачислить людей по принципу заложенной в них
одаренности, а не показателей участия в конкурсе
красоты.
Но если бы Вы только видели тех, кого мы выбрали из
этого множества тысяч претендентов... Самых лучших...
Но и они плохо двигаются, плохо говорят, не умеют ни
петь - ни-че-го. Это лучшие-то!.. И тогда для них
начинается каждодневная работа с 9 утра до 11 вечера,
каждый день, на протяжении 3 лет. Только к третьему
курсу они становятся способны делать маленькие-маленькие
показики, что называется, для пап и мам. И лишь к
четвертому курсу появляются дипломные спектакли, на
которые мы открываем двери для зрителя. На спектакли
нашего театрального училища в Москве практически
невозможно попасть. Они все идут с аншлагами. Начиная с
сентября и до конца мая студенты играют спектакли
практически каждый вечер и учатся быть в репертуаре. Вот
оно - ещё одно преимущество русского репертуарного
театра, когда сегодня играют комедию, завтра - драму,
послезавтра поют и танцуют или читают классику. Великая
школа!
-
Где по окончании училища можно встретить ваших
выпускников?
Театр Вахтангова имеет право «первой ночи». Пока
выпускник не покажется в Театре Вахтангова, ни в какой
другой театр он пойти не может. Конечно, бывают и
исключения, как, например, произошло с Натальей
Гундаревой, которой предложили остаться в театре, но она
сказала: «А что я буду у вас играть? Вот в Театре
Маяковского мне предложили роль Липочки из Островского»,
- и не пошла в Театр Вахтангова. А вообще для большого
процента выпускников Щукинского училища попасть в
Вахтанговский театр - большая честь. Но тут начинается
другая история. Зарплаты актеров очень невысоки, и если
возникают предложения, интересные с коммерческой точки
зрения, например, сняться в каком-нибудь телесериале, то
устоять молодому дарованию не всегда удается...
-
С чем связаны краткосрочные «гастроли» Театрального
училища имени Щукина в Женеве?
-
Мы приехали сюда по приглашению Университетского центра
в Женеве, который возглавляет Т.И.Гасанов. Это наш
первый опыт, но мы договорились, что каждый год в конце
марта - начале апреля мы будем приезжать в Женеву с
выпускным курсом, чтобы показать спектакль и новые
работы.
-
По окончании спектакля «Танцуем и поем» Вы объявили со
сцены о наборе курса театрального училища в
Университетский центр в Женеве. Мы не ослышались?
-
Нет, не ослышались. Мы, действительно, совместно
с Т. И. Гасановым продумываем концепцию создания факультета
театрального института на базе Университетского центра
в Женеве. Какая структура у него будет, мы пока еще
точно не знаем, мы ее обдумываем. Но то, что такой
факультет будет, - это факт.
-
Швейцария и Женева, в частности, не являются
признанными центрами театрального искусства, как,
например, Лондон или Париж. Почему Вы выбрали Женеву?
-
Я был в Женеве лет 15 назад. В течение 10 дней в Большом
театре с переводом для швейцарской публики мы играли
спектакль «Без вины виноватые» Островского в постановке
Фоменко. Каждый день у нас был переполненный зал. Было,
конечно, много русских зрителей, но основная аудитория
состояла из швейцарцев. Нас воспринимали очень тепло.
Сказать, что в Швейцарии не любят театр, - неправильно.
А вот известной театральной школы, построенной на
признанных традициях, здесь нет. Поэтому мы постараемся
восполнить имеющийся пробел.
-
Кто будет учиться на театральном факультете в Женеве?
-
Да все, кто пожелает. Помимо русских людей, составляющих
традиционно основу студенческого контингента
Театрального института им. Щукина, я надеюсь, что и у
швейцарцев, и у женевцев, а может, и жителей других
стран возникнет желание поступить на наш факультет. Пока
мы делаем акцент на русскую аудиторию и в скором времени
объявим конкурс в Москве. Посмотрим, какая будет
реакция. Я не исключаю, что будут желающие, которые
захотят поучиться в Женеве. Кстати, к нам в Москву
приезжают учиться люди со всего мира: из Америки,
Франции, Израиля, Кореи, Болгарии... Но так как мы -
русская школа, то мы можем принять на курс всего 5-6
иностранцев. Поэтому если в Женеве появится филиал
нашего театрального училища и это станет известно, то у
иностранных студентов будет больше возможности поучиться
театральному мастерству у российских педагогов.