ЕВГЕНИЙ КНЯЗЕВ: НЕ УМЕЮ ВЫПРАШИВАТЬ РОЛИ
НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ВЛАСТЬ НАД
ПУБЛИКОЙ ДАЕТ ЕМУ ОГРОМНЫЕ СИЛЫ
Этого актера, что называется, "приняли" многие зрители,
особенно из тяготеющих к Вахтанговскому театру. В
"Пиковой даме", "Без вины виноватых", "Посвящается Еве",
"Прошлым летом в Чулимске" он играет главные роли. С
некоторых пор его заметили и кинолюбители - Евгений
Князев уже снялся в нескольких телесериалах ("Маросейка,
12", "Пятый ангел"), а также в фильме "На Верхней
Масловке".Наша встреча с Евгением Владимировичем
состоялась в Щукинском училище, где год назад его
выбрали ректором. Беседа началась с просьбы ректора
называть его просто Евгением, что в переводе с
греческого означает Благородный.
- Итак, Евгений, как мне кажется, ходить вы не умеете, в
основном бегаете: театр, училище, кино, телевидение.
Сколько часов вы спите?
- Если мне удается лечь в 11 часов вечера, то встаю в 5
утра и читаю. Когда говорят, будто актеру после
спектакля необходимо время, чтобы прийти в себя, то это
явно не обо мне. Заканчивается спектакль, и я
переключаюсь на другое.
А откуда берутся силы... Бывает, плетешься на спектакль,
совершенно обессиленный, и ругаешь себя, что не успел
отдохнуть, но выходишь на сцену, и непонятно откуда
возникает энергия. А если зрители адекватно реагируют на
твою игру, вовремя затихают, сострадают, смеются, то это
дает такие силы, что словами не передать.
- А еще говорят, что артисты вампиры и пьют соки из
режиссеров...
- Лично я не принадлежу к их числу. Я не могу делать то,
что мне не ложится на душу, не умею выпрашивать роли.
Когда я начал сниматься у Владимира Фокина в телесериале
"Пятый ангел" и спросил у него, почему он выбрал меня на
роль олигарха Григория Плотника, то услышал: "Во время
нашей беседы я увидел в ваших глазах такое огромное
желание сыграть этого героя, что решил взять вас и
убедил в этом продюсера".
- И как чувствовали себя во время съемок?
- Хорошо. Правда, у меня есть одно качество, которое
сильно мешает мне, - я очень неуверенный в себе человек
и все, что делаю, подвергаю сомнению.
- И в обычной жизни вы тоже неуверенный человек?
- В жизни мы ведь играем несколько ролей: сына, мужа,
отца, пассажира, пешехода. В нашей семье мне все
приходится брать на себя, поскольку семейство большое:
жена, теща, две дочери, одной 16, второй 14, а в придачу
две собаки. Жена, будучи доктором искусствоведения,
получает мало, поэтому деньги зарабатываю я, чтобы
достойно всех содержать и кормить собак.
- Ну а поскольку рано встаете, то и выгуливаете их по
утрам?
- Конечно, мне жалко будить дочек, которые устают от
перегрузок в школе.
- Наверное, во время этих утренних моционов и роли
заодно учите?
- Никак нет, тексты запоминаю в процессе репетиций. Пока
на память не жалуюсь.
- Вы постоянный человек? Семья у вас одна, театр тоже
один, в котором вы работаете после Щукинского училища.
- Мог бы перейти в другой театр, и меня неоднократно
приглашали, но я душой прикипел к этой труппе и
переживаю за нее, особенно сейчас, когда нас ругают со
всех сторон. Главное наше несчастье в том, что у театра
нет свой генеральной линии. Каждый приходящий режиссер
тянет в свою сторону. Иногда я думаю, что, может, вся
эта чехарда происходит потому, что мы расплачиваемся за
предательство, совершенное несколько лет назад по
отношению к Евгению Рубеновичу Симонову, изгнанному из
родного коллектива. И если он проклял его, то нам еще
долго придется замаливать свой грех. Поэтому, когда
бываю на кладбище у его могилы, то каждый раз прошу
прощения у своего учителя, хотя никогда его не предавал.
- Вы верующий человек?
- Хотелось бы сказать "да", но я не имею полного права
на это, поскольку редко бываю в церкви.
- Я задала вам этот вопрос не из любопытства. Вы играете
Германна в "Пиковой даме", который захотел поиграть с
судьбой и, презрев христианские заповеди, пошел против
Бога.
- Наверное, исполняя эту роль, какую-то часть его вины я
беру на себя, недаром же актеров в былые времена считали
грешниками и хоронили за оградой. Поэтому, когда мы
репетировали с Петром Наумовичем Фоменко, он мне
постоянно говорил: играйте обыкновенного человека,
решившего разбогатеть с помощью трех карт, и ни в коем
случае не изображайте роковую личность, связанную с
темными силами, это может навредить вам.
- Но помешательство вам все равно надо было сыграть...
Что вы делали, чтобы зритель вам поверил?
- Вообще-то об актерской "кухне" не принято
рассказывать, но вам скажу: для того чтобы вызвать
нужные эмоции я мысленно ставил на кон то, что мне было
особенно дорого. И поэтому когда Германну говорили:
"Дама ваша бита", я чуть ли не в прямом смысле сходил с
ума.
- Вы на каждом спектакле полностью выкладываетесь.
Почему другие актеры берегут себя?
- Отвечать за всех я не могу. По крайней мере своих
студентов я учу быть предельно искренними на сцене.
Когда актеры перестают играть "вживую", то тем самым как
бы обкрадывают зрителей. Я так считал в 27 лет, когда
пришел в театр, и так считаю теперь в свои 49.
- Выходит, вы были не таким уж молоденьким, когда
начинали свой творческий путь?
- Да, вначале я окончил Тульский политехнический
институт и уже с дипломом горного инженера поступал на
актерское отделение Щукинского училища. Родился и вырос
в 3 километрах от Ясной Поляны в деревне Овсяниково. До
14 лет я вообще никуда не выезжал и учился в школе, где
литературу преподавал бывший педагог одного из
московских вузов Игорь Алексеевич Светлов. Он-то и
привил мне любовь к русской классике, поэтам Серебряного
века. В то время я имел смутное представление о театре,
но уже на 3-м курсе института стал играть в студенческом
театре, и горное дело отступило на второй план. А когда
был на практике в Ленинграде, то пересмотрел все
постановки Георгия Товстоногова, Игоря Владимирова с
Алисой Фрейндлих. Мог ли я представить себе, что
когда-нибудь буду играть вместе с ней в фильме
Константина Худякова "На Верхней Масловке", а мой
педагог, умница и красавица Людмила Максакова, станет
партнершей по сцене и мы будем играть любовников в
спектакле "Без вины виноватые"?
- Ну а год назад вы могли вообразить, что будете
ректором училища?
- Что вы! Я вел актерский курс и не помышлял ни о каком
руководстве. Но перед выборами ко мне стали подходить
разные педагоги и уговаривать баллотироваться на это
место, иначе они уйдут. Возможно, их подкупило мое
повышенное чувство ответственности...
- Вам бывает больно, когда талантливая молодежь покидает
Вахтанговский театр?
- Очень, ведь многие из них мои ученики. Некоторые идут
на это, чтобы сниматься в телесериалах. В театре таких
денег не заработаешь. Поэтому им приходится выбирать, и
зачастую они совершают колоссальную ошибку, ибо театр -
это прежде всего школа, возможности постоянного роста, а
в кино в основном эксплуатируют артиста, а потом
выбрасывают. Мудрые актеры это понимают. Возьмите, к
примеру, Максима Суханова, Сергея Маковецкого, Юлию
Рутберг, ведь никто из них не покидает Вахтанговский
театр, хотя приглашений в кино у них уйма. В отношении
себя могу сказать одно: если мне завтра скажут, что я
буду играть в спектакле любимого, близкого мне
режиссера, то отложу в сторону антрепризу, съемки и
буду, как послушный студент, ходить на все репетиции...